Евразийское региональное отделение Всемирной организации «Объединенные Города и Местные Власти»

Этапы выхода городов из кризиса

Этапы выхода городов из кризиса

Сегодня все страны реализуют тот или иной набор антикризисных мер, ищут все новые и новые эффективные подходы для выхода из кризиса. Авторы упомянутой публикации «Города на переднем крае борьбы с пандемией» выделяют три этапа выхода городов из вызванного пандемией кризиса.

На первом этапе основными задачами местных властей являются поддержка системы здравоохранения, проведение информационной и разъяснительной кампании в отношении необходимости санитарно-гигиенических процедур, а также помощь наиболее пострадавшим, причем как отдельным группам населения, так и отдельным «проблемным» территориям (place-based approach).

Следует отметить, что в российском контексте проблемой является то, что в последние годы основные полномочия в сфере здравоохранения и социальной защиты населения были переданы из ведения местного самоуправления на региональный уровень, который в сложившейся ситуации не всегда может обеспечить должную оперативность реагирования на изменения с учетом местных особенностей. Тем не менее, часть муниципалитетов продолжают реализацию муниципальных программ в сфере охраны общественного здоровья, социальной защиты населения как в рамках делегированных региональными органами власти полномочий, так и по «собственной инициативе». В ряде случаев мероприятия, направленные на решение проблем первого этапа выхода из кризиса, содержатся в муниципальных программах, направленных на повышение качества городской среды. Опыт российских муниципалитетов по реализации программ в указанных сферах нуждается в обобщении и распространении лучших практик.

На втором этапе выхода из кризиса, который эксперты Всемирного Банка называют этапом «первоначального восстановления», основной приоритет социально-экономической политики – это поддержка групп населения, занятого в отраслях городской экономики, которые пока не вышли на траекторию устойчивого посткризисного развития, и соответственно имеющего нестабильные доходы. В качестве возможных мер поддержки называются: предоставление налоговых льгот и преференций, расширение практики общественных работ, целевые закупки для муниципальных нужд у местного бизнеса. Еще одним приоритетом данного этапа является преодоление рисков исключенности отдельных уязвимых групп населения во всех возможных ее формах – пространственной, социальной или экономической исключенности. Нерегулируемый рынок земли в городах создает, по мнению авторов, конфликт между привлекательностью проживания и возможностями развития (livability vs opportunity). Именно этот конфликт порождает ценовое исключение (pricing out) отдельных групп из процессов городского развития. Это определяет особую актуальность программ строительства доступного жилья, инклюзивного зонирования.

Также на втором этапе критически важно обеспечить на местном уровне координацию и «взаимодополняемость» программ поддержки экономики и населения, реализуемых национальными правительствами, крупным бизнесом, некоммерческим сектором и общественными организациями.

Наконец, третий этап выхода из кризиса – «новая нормальность» – должен характеризоваться реализацией комплекса мер, направленных на повышение резилентности городов – их устойчивости к будущим чрезвычайным ситуациям. Такие меры рекомендуется реализовывать по следующим направлениям:

- совершенствование территориального планирования и градостроительного регулирования, в том числе в части регулирования «землепользователей повышенного риска» – продовольственных рынков, скотобоен и т.п.; также актуальным вопросом является снятие избыточных градостроительных ограничений, препятствующих инклюзивному зонированию;

- совершенствование системы городской мобильности: расширение и увеличение протяженности пешеходных путей движения, велодорожек; 

- локализация производственных цепочек, в первую очередь, в пищевой промышленности;

- ускоренная цифровизация предоставления услуг в различных секторах городской экономики.

Приоритетность тех или иных мер, по мнению международных экспертов, будет зависеть от направленности и интенсивности новых тенденций городского развития, которые могут быть вызваны пандемией. В частности:

- произойдет ли отток части населения из центров крупных городов в пригороды и города с меньшей численностью населения;

- насколько практика удаленной работы и дистанционного обучения сохранится после снятия противоэпидемиологических ограничений;

- насколько виртуальные собрания и конференции смогут заменить живое общение.


Источник: https://urbaneconomics.ru

14.02.2022

Вернуться в раздел