Евразийское региональное отделение Всемирной организации «Объединенные Города и Местные власти»

Всемирное наследие

Фольклорные Деревни Хахое и Яньдон (2010)

Фольклорные Деревни Хахое и Яньдон (2010)

Построенные в 14-15 вв., Хахое и Яньдон являются наиболее типичными образцами исторических родовых деревень в Республике Корея. Их размещение и местоположение – они защищены заросшими лесом горами и смотрят на реку и земледельческие поля – отражают характерную аристократичную культуру конфуцианства ранней стадии правления Династии Чосон (1392-1910). Место строительства деревень выбрано с целью обеспечения как физического, так и духовного насыщения от окружающих ландшафтов. Сюда входят резиденции глав семей, а также прочные дома других членов родовой общины, отделанные бревнами, беседки, залы для занятий, конфуциианские учебные заведения и группы одноэтажных хижин с глинобитными стенами и соломенными крышами – для простонародья. Рельеф местности, с ее горами, деревьями и рекой, обрамленный видами из беседок и мест уединения, был воспет за свою красоту поэтами 17 и 18 вв.

Старая крепость в Баку с Дворцом ширваншахов и Девичьей Башней (2000)

Старая крепость в Баку с Дворцом ширваншахов и Девичьей Башней (2000)

Возведенная на обитаемой со времен палеолита местности, Старая крепость Баку сохранила черты разных культур, под влиянием которых она находилась на протяжении своей многовековой истории: зороастрийцев, Сасанидов, арабов, персов, ширванцев, турок и русских. Внутренний город – Ичери-Шехер – сохранил большую часть окружающей его крепостной стены XII в. В основании Девичьей Башни (Кыз-каласы), также построенной в XII в., обнаружены следы более ранних сооружений, относящихся к VII-VI вв. до н.э. Одной из жемчужин азербайджанской архитектуры является Дворец ширваншахов XV в.

Город Бам и его культурные ландшафты (2004)

Город Бам и его культурные ландшафты (2004)

Город Бам расположен в пустынной местности, на южной оконечности возвышенного Иранского плато. Основание Бама может быть отнесено к периоду власти Ахеменидов, т.е. к VI-IV вв. до н.э. Его наивысший расцвет, пришедшийся на VII-XI вв. н.э., был обусловлен расположением на перекрестке важных торговых путей и производством шелковых и хлопковых изделий. Жизнь в оазисе поддерживалась благодаря подземным оросительным каналам («канатам»), причем каналы Бама являются старейшими в Иране. Цитадель древнего города Арк-э-Бам – это наиболее наглядный пример укрепленного средневекового города, построенного по местным технологиям с использованием глинобитных материалов – «чинех».

Исторический центр города Бухара (1993)

Исторический центр города Бухара (1993)

Возраст Бухары, расположенной на Великом Шелковом пути, превышает 2 тыс. лет. Это наиболее целостный образец средневекового города в Средней Азии, с почти не измененной городской планировкой. Наибольший интерес представляют такие памятники как гробница Исмаила Самани – шедевр исламской архитектуры X в., - а также многочисленные медресе XVII в.

Дворцовая площадь Бхактапура

Дворцовая площадь Бхактапура

Дворцовая площадь просто заполнена дворцами и храмами периода правления королей династии Малла, говорящими об изысканном средневековом искусстве Непала. Особенный интерес представляют Золотые ворота, Дворец 55 окон и колонна с бронзовым изваянием короля Бхупатиндры Малла. Золотые ворота – вершина прикладного искусства Непала. Золотые ворота являются входом в главный двор Дворца 55 окон, и были созданы королем Ранджит Малла. Дворец был построен королем Якши Малла в 1427г. и реконструирован королем Бхупатиндра Малла в 17в.

Исторический город Виган (1999)

Исторический город Виган (1999)

Основанный в XVI в. Виган – это наиболее хорошо сохранившийся пример спланированного испанского колониального города в Азии. Его архитектура вбирает в себя традиции, свойственные как другим районам на Филиппинах, так и Китаю и Европе. Все это повлияло на местную культуру и облик города, которым нет аналогов нигде на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.

Старая часть и укрепления города Галле (1988)

Старая часть и укрепления города Галле (1988)

Основанный в XVI в. португальцами, город достиг своего расцвета в XVIII в., перед тем, как перейти к англичанам. Это лучший пример укрепленного города, построенного европейцами в Южной и Юго-Восточной Азии, демонстрирующий взаимосвязь между архитектурными стилями Европы и традициями Южной Азии.

Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (2003)

Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (2003)

Древний Дербент располагался на северных рубежах Сасанидской Персии, простиравшейся в те времена на восток и запад от Каспийского моря. Старинные укрепления, выстроенные из камня, включают две крепостные стены, которые идут параллельно друг другу от берега моря до гор. Город Дербент сложился между этих двух стен и сохранил до настоящего времени свой средневековый характер. Он продолжал быть важным в стратегическом отношении местом вплоть до XIX в.

Древние города на берегах Малаккского пролива – Мелака и Джорджтаун (2008)

Древние города на берегах Малаккского пролива – Мелака и Джорджтаун (2008)

Мелака и Джорджтаун получили развитие благодаря торговым и культурным обменам между Востоком и Западом, существовавшим в пределах Малаккского пролива на протяжении 500 лет. Значительное влияние Азии и Европы нашло здесь свое отражение в многокультурном материальном и нематериальном наследии. Правительственные здания, церкви, скверы и фортификационные сооружения Мелаки являются свидетельствами раннего этапа истории этих городов, начавшейся в XV веке в эпоху правления малайского султаната и продолжившейся в начале XVI века во времена ранних португальского и нидерландского периодов. Жилые и торговые здания Джорджтауна относятся к Британскому периоду, начавшемуся в конце XVIII века. Мелака и Джорджтаун являются уникальным примером архитектурных традиций и городского ландшафта, не встречающихся больше ни в одной из стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (2000)

Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (2000)

Возникший на обитаемой с очень давних времен территории, Казанский Кремль ведет свою историю от мусульманского периода в истории Золотой Орды и Казанского ханства. Он был завоеван в 1552 г. Иваном Грозным и стал оплотом православия в Поволжье. Кремль, во многом сохранивший планировку древней татарской крепости и ставший важным центром паломничества, включает выдающиеся исторические здания XVI-XIX вв., построенные на руинах более ранних сооружений X-XVI вв.

Священный город Канди (1988)

Священный город Канди (1988)

Это священное для буддистов место широко известно как город Сенкадагалапура. Город был последней столицей сингальских царей, под чьим покровительством здесь в течение более чем 2,5 тыс. лет, вплоть до завоевания Шри-Ланки англичанами в 1815 г., процветала оригинальная культура. Также здесь находится «Храм Зуба Будды» – священное место паломничества.

Долина Катманду (1979)

Долина Катманду (1979)

Культурное наследие долины Катманду иллюстрируется 7 группами памятников и зданий, представляющих собой самые значимые достижения в архитектуре и искусстве, благодаря которым эти места прославились на весь мир. Эти группы памятников включают: три площади Дурбар - в Катманду (комплекс Хануман Дхока), Патане и Бхактапуре, буддийские ступы Сваямбхунатх и Бодхнатх, а также индуистские храмы Пашупати и Чангу-Нараян.

Старый город Лицзянь (1997)

Старый город Лицзянь (1997)

Старый город Лицзянь, который превосходно адаптирован к сложному рельефу этой важной в торговом и стратегическом отношении местности, отлично сохранил свой подлинный исторический облик. Его архитектура достойна внимания из-за смешения элементов нескольких культур, развивавшихся совместно на протяжении многих столетий. Лицзянь также имеет древнюю сложную систему водоснабжения, основанную на большой изобретательности, которая эффективно действует и в настоящее время.

Город Луанг-Прабанг (1995)

Город Луанг-Прабанг (1995)

Луанг-Прабанг – это выдающийся пример синтеза в архитектуре и городской планировке народных лаосских традиций с принципами, привнесенными колониальными европейскими властями в XIX-XX вв. Уникальный, исключительно хорошо сохранившийся облик города иллюстрирует ключевой этап в соединении этих двух различающихся культурных традиций.

Исторический центр города Макао (2005)

Исторический центр города Макао (2005)

Макао – экономически процветающий порт, имеющий стратегическое значение в развитии мировой торговли, - находился в управлении португальцев с середины ХVI в. до 1999 г., когда он перешел под китайский суверенитет. Исторический центр Макао, его старые улицы, жилые, религиозные и общественные здания в португальском и китайском стилях, представляют собой уникальный пример соединения эстетических, культурных, архитектурных и технологических влияний Востока и Запада. Объект также включает крепость и старейший в Китае маяк. В целом же Макао служит напоминанием об одном из самых ранних и самых продолжительных столкновений между Китаем и западноевропейскими странами, вызванных конкуренцией в сфере международной торговли.

Московский Кремль и Красная Площадь (1990)

Московский Кремль и Красная Площадь (1990)

Это место неразрывно связано с наиболее важными историческими и политическими событиями в жизни России. Начиная с XIII в. Московский Кремль, созданный в период с XIV в. по XVII в. выдающимися русскими и иностранными зодчими, являлся великокняжеской, а затем и царской резиденцией, а также религиозным центром. На Красной площади, раскинувшейся у стен Кремля, возвышается собор Василия Блаженного – подлинный шедевр русской православной архитектуры.

Памятники исторической части города Нара (1998)

Памятники исторической части города Нара (1998)

Нара была столицей Японии в 710-784 гг. В этот период произошла консолидация системы государственного управления, а Нара процветала и была источником развития японской культуры. Исторические памятники города – буддийские храмы, синтоистские святилища и раскопанные остатки большого императорского дворца - дают наглядную картину жизни японской столицы в VIII в., т.е. во времена коренных политических и культурных изменений.

Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей (1992)

Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей (1992)

Новгород, выгодно располагаясь на древнем торговом пути между Средней Азией и Северной Европой, был в IX в. первой столицей России, центром православной духовности и русской архитектуры. Его средневековые памятники, церкви и монастыри, а также фрески Феофана Грека (учителя Андрея Рублева), датируемые XIV в., наглядно иллюстрируют выдающийся уровень архитектурного и художественного творчества.

Дворцовая площадь Патана

Дворцовая площадь Патана

Дворцы и храмы на площади – это яркие образцы неварской архитектуры, достигшей своего расцвета в период правления королей династии Малла, которые были покровителями искусств. Главная достопримечательность  площади – Королевский дворец.

Исторический город Пинь Яо (1997)

Исторический город Пинь Яо (1997)

Пинь Яо – это уникальный по своей сохранности пример традиционного истинно китайского города, основанного в XIV в. Его городская застройка отражает эволюцию архитектурных стилей и градостроительства в императорском Китае на протяжении пяти столетий. Особый интерес представляют импозантные здания, связанные с банковской деятельностью, важнейшим центром развития которой Пинь Яо являлся в XIX-начале XX вв.

Самарканд – перекресток культур (2001)

Самарканд – перекресток культур (2001)

Древний Самарканд можно определить как «перекресток» и «плавильный котел» многих мировых культур. Основанный в VII в. до н.э. под названием Афрасиаб, наивысший подъем в своем развитии город пережил в XIV–XV вв., во времена правления Тимуридов. Главные достопримечательности Самарканда – три медресе на площади Регистан, соборная мечеть Биби-Ханым, комплекс мавзолеев Шахи-Зинда, мавзолей Гур-Эмир и Обсерватория Улугбека.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (1990)

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (1990)

«Северная Венеция», с ее множеством каналов и более чем 400 мостами, – это результат величайшего градостроительного проекта, начатого в 1703 г. при Петре Великом. Город оказался тесно связанным с Октябрьской революцией 1917 г., и в 1924-1991 гг. он носил имя Ленинград. В его архитектурном наследии сочетаются столь различные стили как барокко и классицизм, что можно видеть на примере Адмиралтейства, Зимнего дворца, Мраморного дворца и Эрмитажа.

Рождественский собор и Спасо-Евфимиев мужской монастырь (1992)

Рождественский собор и Спасо-Евфимиев мужской монастырь (1992)

Рождественский собор и Спасо-Евфимиев мужской монастырь являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием "Белокаменные памятники Владимира и Суздаля" с 1992 года.
Богородице-Рождественский собор — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского Кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества.
Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.
Исторические районы Стамбула (1985)

Исторические районы Стамбула (1985)

Занимая стратегическое положение на проливе Босфор, между Балканами и Анатолией, и между Черным и Средиземным морями, Стамбул был связан с важнейшими событиями в мире политики, религии и искусства на протяжении более 2 тыс. лет. Его шедевры – древний ипподром Константина, храм Святой Софии VI в. и мечеть Сулеймания XVI в., – находятся теперь под угрозой разрушения из-за перенаселенности города, промышленных загрязнений и неконтролируемой урбанизации.

Город Сафранболу (1994)

Город Сафранболу (1994)

Начиная с XIII в. и до времени появления железных дорог в начале XX в., Сафранболу был важным пунктом на главном караванном торговом пути Восток-Запад. Старая мечеть, Старые бани и медресе Сулейман-паши были построены в 1322 г. Во времена своего расцвета в XVII в. архитектура Сафранболу оказывала влияние на развитие городов в значительной части Османской империи.

Боробуду́р

Боробуду́р

Боробуду́р — буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны. Боробудур возведён как огромная ступа, выполненная в форме мандалы. Форма мандалы представляет схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. На верхнем ярусе расположено 72 малых ступ вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные сюжеты. До сих пор Боробудур является местом паломничества и молитв. Памятник был полностью разобран и реставрирован под эгидой ЮНЕСКО в 1973-1984 гг.

Ичан-Кала (Внутренняя крепость), город Хива (1990)

Ичан-Кала (Внутренняя крепость), город Хива (1990)

Ичан-Хала – это защищенный 10-метровой кирпичной стеной Внутренний город древнего Хивинского оазиса. Он служил последней остановкой для караванов перед пересечением пустыни на пути в Иран. Несмотря на то, что в городе сохранилось лишь небольшое число очень старых памятников, он признан целостным и хорошо сохранившимся комплексом среднеазиатской исламской архитектуры, где можно увидеть такие выдающиеся сооружения как Джума-мечеть, мавзолеи, медресе и два великолепных дворца, построенные Аллакулиханом в начале XIX в.

Исторический город Хой Ань (1999)

Исторический город Хой Ань (1999)

Исторический город Хой Ань – это пример исключительно хорошо сохранившегося торгового порта в Юго-Восточной Азии, относящегося к периоду XV-XIX вв. Его застройка и планировка сложились под воздействием как местных традиций, так и пришлых культур, в результате чего и сформировался этот уникальный объект наследия.

Комплекс памятников Хюэ (1993)

Комплекс памятников Хюэ (1993)

Ставший в 1802 г. столицей объединенного Вьетнама город Хюэ был не только политическим, но также культурным и религиозным центром в период правления династии Нгуен вплоть до 1945 г. Река Хыонг ("Ароматная"), пересекающая все части старого города – Столичный город, Императорский город, Запретный или Пурпурный город и Внутренний город, - придает особенную красоту этой уникальной феодальной столице.

Горная императорская резиденция и окружающие его храмы в Чэндэ (1994)

Горная императорская резиденция и окружающие его храмы в Чэндэ (1994)

Горная резиденция, летний дворец династии Цинн в провинции Хэйбэй, была построена между 1703 и 1792 гг. Это обширный комплекс дворцов, административных и церемониальных зданий. Храмы, выполненные в различных архитектурных стилях, и императорские сады гармонично вписаны в ландшафт озер, пастбищ и лесов. Помимо эстетической ценности, горная резиденция является редким историческим памятником последнего этапа развития феодального общества в Китае.

Исторический центр города Шахрисабз (2000)

Исторический центр города Шахрисабз (2000)

В историческом центре Шахрисабза сосредоточены выдающиеся архитектурные памятники и целые древние кварталы, несущие свидетельства многовековой истории этого города. Эти памятники и кварталы относятся к периоду расцвета города во времена Тимура и Тимуридов в XIV–XV вв.

Исторические села Сиракава-го и Гокаяма (1995)

Исторические села Сиракава-го и Гокаяма (1995)

Села с домами в стиле “гассо”, расположенные в горном районе, который бывал надолго отрезан от остального мира в зимнее время, существовали за счет культивирования тутовых деревьев и выращивания шелкопряда. Большие дома с крутыми соломенными крышами являются уникальными для Японии. Несмотря на экономические перемены, деревни Огимати, Айнокура и Суганума - выдающиеся примеры традиционного образа жизни, прекрасно приспособленного к окружающей среде и местным социальным и экономическим условиям.

Исторический центр Ярославля (2005)

Исторический центр Ярославля (2005)

Исторический город Ярославль, расположенный приблизительно в 250 км к северо-востоку от Москвы при впадении реки Которосль в Волгу, был основан в ХI в. и впоследствии развился в крупный торговый центр. Он известен своими многочисленными церквями ХVII в., и как выдающийся образец осуществления реформы городской планировки, проведенной по указу императрицы Екатерины Великой в 1763 г. по всей России. Хотя город и сохранил ряд замечательных исторических построек, в дальнейшем он был реконструирован в стиле классицизма на основе радиального генерального плана. В нем также сохранились относящиеся к ХVI в. сооружения Спасского монастыря – одного из старейших в Верхневолжском регионе, возникшего в конце ХII в. на месте языческого храма, но со временем перестроенного.